Антикоррупционная экспертиза
Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Антикоррупционная экспертиза


Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) является мерой по профилактике коррупции и проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Коррупциогенными факторами являются положения проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Коррупциогенные факторы определяются федеральным законодательством.

Основания и порядок проведения антикоррупционной экспертизы предусмотрены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В соответствии со статьей 5 данного закона институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которые включены в соответствующий государственный реестр, размещенный на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (https://minjust.gov.ru/ru/pages/gosudarstvennyj-reestr-nezavisimyh/). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2019 № 57 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов публикуются на официальном сайте Алтайского края с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключениях, подготовленных по утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации форме (приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21.10.2011 № 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы»).

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, в котором должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения, направляется в орган исполнительной власти Алтайского края, являющийся разработчиком проекта нормативного правового акта.

Данное заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом исполнительной власти Алтайского края, которому оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.